Резолюция круглого стола «О состоянии условий и охраны труда в Иркутской области, мерах по снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости» 9 июня 2022 года.
15.06.2022
РЕЗОЛЮЦИЯ
круглого стола «О состоянии условий и охраны труда в Иркутской области, мерах по снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости»
г. Иркутск 9 июня 2022 года
В заседании круглого стола, организованного министерством труда и занятости Иркутской области, приняли участие представители Государственной инспекции труда в Иркутской области, Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, Управления Роспотребнадзора по Иркутской области, Иркутского областного объединения организаций профсоюзов, а также представители органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, некоммерческих организаций, специалисты по охране труда организаций региона.
Участники круглого стола отмечают, что в организациях Иркутской области сохраняется тенденция сокращения уровня производственного травматизма, в том числе со смертельным и тяжелым исходом. За последние 5 лет произошло снижение на 26% количества погибших на производстве, на 11% - несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями.
Вместе с тем показатели производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в регионе остаются достаточно высокими. Значительное число работников трудится на рабочих местах с вредными условиями труда, что является основной причиной возникновения профессиональных заболеваний.
При этом из общего числа работающих в Иркутской области (727,5 тысяч человек) численность работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в 2021 году составила 125,4 тыс. человек. Наиболее высокий удельный вес занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, наблюдается в металлургическом производстве, добыче угля и деятельности водного транспорта.
Участники круглого стола отмечают, что обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников организаций Иркутской области, содействие общественному контролю за соблюдением прав и интересов работников в области охраны труда являются одними из основных направлений государственной политики в области охраны труда.
Участниками круглого стола рассмотрены вопросы, связанные с практической реализацией норм действующего законодательства о специальной оценке условий труда. Присутствующие высказали мнение о необходимости повышения требований к специализированным организациям, экспертам и испытательным лабораториям, привлекаемым к проведению специальной оценки условий труда, неукоснительного соблюдения установленных процедур проведения специальной оценки условий труда.
По результатам заседания круглого стола, с учетом представленной информации и итогам обсуждения участники круглого стола считают целесообразным:
- Уделять особое внимание проблемам охраны здоровья работающих с целью создания безопасных условий труда, в том числе в условиях распространения новой коронавирусной инфекции, и профилактики заболеваний профессионального генеза в целях укрепления экономического потенциала региона;
- Продолжить работу по совершенствованию системы медицинского обслуживания работников производств с высоким риском профессиональной и производственно-обусловленной патологии на основе повышения качества проведения периодических медицинских осмотров;
- Обратить внимание работодателей Иркутской области на важность осуществления постоянного контроля за соблюдением работниками требований охраны труда, принятия оперативных мер по устранению выявленных нарушений;
- Проведение профилактических мероприятий по соблюдению требований охраны труда и условий труда в организациях, привлекающих иностранную рабочую силу, использующих труд несовершеннолетних, особое внимание уделить организациям малого бизнеса и индивидуальным предпринимателям;
- Вовлекать молодое поколение в развитие культуры безопасного производства, формировать ценностное отношение молодежи к своему здоровью и безопасному поведению;
- Уделять особое внимание состоянию условий и охраны труда, профилактике производственного травматизма в наиболее травмоопасных отраслях экономики региона (обрабатывающие производства, добыча полезных ископаемых, строительство, транспортировка и хранение);
- Внедрение современных цифровых технологий в управление охраной труда и их использование при обучении по охране труда;
- Информировать работодателей о возможности проведения предупредительных мер, направленных на снижение производственного травматизма и профессиональных заболеваний за счет собственных средств с последующим возмещением за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в пределах сумм, согласованных с территориальным органом Фонда на эти цели.
В целях снижения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, улучшения условий и охраны труда в организациях области, совершенствования системы управления охраной труда участники круглого стола предлагают:
Министерству труда и занятости Иркутской области:
1. Совершенствовать региональную нормативную правовую базу в сфере охраны труда и систему управления охраной труда;
2. Реализовать мероприятия в рамках государственной подпрограммы Иркутской области «Улучшение условий и охраны труда в Иркутской области на 2019-2024 годы»;
3. Обеспечить проведение государственной экспертизы условий труда в Иркутской области;
4. Обеспечить пропаганду и популяризацию мер по охране труда, здорового образа жизни с использованием средств массовой информации. Вовлекать организации и индивидуальных предпринимателей для участия в областном конкурсе по охране труда, организовывать специализированные выставки и обучающие семинары, консультации для руководителей и специалистов служб охраны труда организаций;
Иркутскому областному объединению организаций профсоюзов:
1. Усилить общественный контроль за состоянием условий и охраны труда в организациях Иркутской области, соблюдением работодателями требований законодательства об охране труда;
2. Активизировать привлечение работников организаций Иркутской области к членству в профсоюзах, содействовать включению в коллективные договоры и соглашения раздела по охране труда;
3. В рамках социального партнѐрства добиваться повышения качества проведения специальной оценки условий труда и планирования мероприятий по улучшению условий труда в коллективных договорах;
4. Обеспечить внедрение современных методов обучения по охране труда, с оценкой профессиональной компетенции руководителей и членов профсоюзного актива, а также уполномоченных по охране труда;
5. Активировать взаимодействие с представителями первичных профсоюзных организаций по вопросу необходимости организации проведения работодателями оценки профессиональных рисков с последующим внесением информации об уровнях прфессиональных рисков в трудовые договоры работников и инструкций по охране труда;
Органам местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, осуществляющих государственные полномочия в сфере труда:
- Принять муниципальные программы (планы мероприятий) по улучшению условий и охраны труда в организациях, расположенных на территории муниципальных районов и городских округов;
- Организовать контроль за выполнением мероприятий по устранению нарушений, выявленных по результатам расследования несчастных случаев;
- Организовать проведение специализированных выставок и конкурсов по охране труда на муниципальном уровне, обучающих семинаров, консультаций для руководителей и специалистов служб охраны труда организаций;
- Осуществлять взаимодействие с территориальными органами надзора и контроля, органами исполнительной власти по вопросам управления охраной труда, а также реализации законодательства в сфере охраны труда;
- Обеспечить внедрение, функционирование и последовательное совершенствование систем управления охраной труда в организациях;
- В системе управления охраной труда на предприятии особое внимание уделять выявлению опасностей на производстве, оценке и управлению профессиональными рисками, разработке и реализации мероприятий для их снижения (минимизации);
- Усилить контроль за состоянием условий труда, техникой безопасности, применению правил охраны труда;
- Обеспечить разработку и соблюдение правил по охране труда в соответствии с требованиями эксплуатационно-технической документации используемого в рамках технологического процесса оборудования;
- Своевременно сообщать о несчастных случаях на производстве в органы, определенные трудовым законодательством (статья 228.1 Трудового кодекса Российской Федерации);
- Обеспечить проведение специальной оценки условий труда, разработку и проведение мероприятий, направленных на снижение уровней вредных и опасных факторов производственной среды, установление компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда;
- Не допускать необоснованного снижения объемов финансирования мероприятий по охране труда, активно использовать механизм частичного финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний работников за счет средств страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
9. Планомерно осуществлять модернизацию производственных процессов, оборудования, машин и механизмов, направленных на повышение качества рабочих мест.
10. Активно участвовать в областных и муниципальных конкурсах по охране труда, Всероссийском конкурсе «Российская организация высокой социальной эффективности».
11. Проводить в организациях Дни охраны труда, смотры-конкурсы по культуре производства и охране труда.
Участники круглого стола отмечают, что только совместными усилиями органов государственной власти, местного самоуправления, работодателей, а так же самих работников можно создать здоровые и безопасные условия труда и снизить риск повреждения здоровья на производстве. Это будет способствовать развитию культуры труда, модернизации производства и переходу к новым стандартам в сфере охраны труда Прибайкалья.