Интерактивный портал

Министерства труда и занятости

Иркутской области

Войти через госуслуги

Часто задаваемые вопросы

Размеры районных коэффициентов и процентной надбавки к заработной плате в Иркутской области.

На основании пункта 13 постановления Совета Министров РСФСР от 4 февраля 1991 года № 76 «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера» облисполкому Совета народных депутатов Иркутской области было предоставлено право по согласованию с соответствующими профсоюзными органами устанавливать выравнивающие районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на территории области минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов.В 1991 году был принят ряд решений Иркутского областного Совета народных депутатов по введению выравнивающих районных коэффициентов для района Крайнего Севера и некоторых районов юга Иркутской области (таблица 1).В 1993 году принято постановление главы администрации Иркутской области от 28  января  1993 года № 9 «О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области», в котором с 1 января 1993 года были установлены выравнивающие районные коэффициенты для территорий Иркутской области (таблица 1).

Пунктом 2 вышеуказанного постановления главы администрации Иркутской области предусмотрено, что затраты на выплату установленных выравнивающих районных коэффициентов предприятиям необходимо осуществлять за счет собственных средств, а бюджетным организациям за счет средств соответствующих бюджетов.

Таблица 1

Размеры районных коэффициентов в городах и районах Иркутской области

Города и районы Районный коэффициент Основание
Южные районы Иркутской области
г. Ангарск 1,3 Решение Иркутского областного Совета народных депутатов
от 08.07.1991 № 278
г. Тулун, г. Черемхово, Тулунский р-н, Черемховский р-н 1,3 Решение Иркутского областного Совета народных депутатов от 08.04.1991 № 198
Жигаловский р-н, г. Зима, Зиминский р-н, Качугский р-н, г. Иркутск, Иркутский р-н, г. Нижнеудинск, Нижнеудинский р-н, г. Тайшет, Тайшетский р-н, г. Усолье-Сибирское, Усольский р-н, г. Шелехов, Балаганский р-н, Заларинский р-н, Куйтунский р-н, Ольхонский р-н, Слюдянский р-н, Усть-Удинский р-н, Чунский р-н 1,3 Постановление главы администрации Иркутской области от 28.01.1993 № 9
Местности, приравненные к районам Крайнего Севера
г. Братск, Братский р-н 1,4 Постановление главы администрации Иркутской области от 28.01.1993 № 9
г. Усть-Илимск, Усть-Илимский р-н, Нижнеилимский р-н 1,6 Постановление главы администрации Иркутской области от 28.01.1993 № 9
Бодайбинский р-н, Казачинско-Ленский р-н,
Киренский р-н, Мамско-Чуйский р-н
1,7 Решение Иркутского областного Совета народных депутатов от 17.06.1991 № 260
Усть-Кутский р-н 1,7 Решение Иркутского областного Совета народных депутатов от 22.04.1991 № 206
Районы Крайнего Севера
Катангский р-н 1,7 Решение Иркутского областного Совета народных депутатов от 17.06.1991 № 260

Согласно статье 317 Трудового кодекса Российской Федерации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях (таблица 2).
Таблица 2
Размер процентной надбавки к заработной плате за непрерывный стаж работы в городах и районах Иркутской области
 
Города и районы Процентная надбавка к заработной плате Основание
Районы Крайнего Севера 80 Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2021 года № 1946
Катангский район
Работникам – 10% по истечении 6 месяцев работы, с увеличением на 10% за каждые последующие 6 месяцев до достижения 60% и 10% за каждый последующий год работы до достижения 80%
Указ Президиума ВС СССР от 10.02.1960, утв. Законом СССР от 07.05.1960, в редакции от 29.03.1988
Приказ министерства труда РСФСР №2 от 22.11.1990.
Молодежи (лицам в возрасте до 30 лет), прожившей не менее года в районах Крайнего Севера и вступающей в трудовые отношения – 20% по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 20% за каждые последующие шесть месяцев и по достижении 60% надбавки – последние по 20% за год работы.
Молодежи прожившей не менее 5 лет в районах Крайнего Севера и вступающей в трудовые отношения – с первого дня в полном размере.
Приказ минтруда РСФСР от 22.11.1990 №2 (ред. от 11.07.1991, с изм. от 23.12.2004)
Местности, приравненные к районам Крайнего Севера 50 Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2021 года № 1946
Усть-Кутский р-н, Казачинско-Ленский р-н, Киренский р-н, Бодайбинский р-н, Мамско-Чуйский р-н, г. Бодайбо, г. Усть-Кут с территориями горсоветов, Братский р-н, Усть-Илимкий р-н, Нижнеилимский р-н, г. Братск, г. Усть-Илимск, с территориями горсоветов.
Работникам – 10% по истечении первого года работы, с увеличением на 10% за каждый последующий год до достижения 50% заработка.
Указ Президиума ВС СССР от 10.02.1960 г., утв. Законом СССР от 07.05.1960, в редакции от 29.03.1988
 
Приказ Министерства труда РСФСР №2 от 22.11.1990
Молодежи (лицам в возрасте до 30 лет), прожившей не менее одного года в районах, приравненных к Крайнему Северу, - в размере 10% за каждые шесть месяцев работы до достижения 50% заработка.
Молодежи, прожившей не менее 5 лет в данных районах и вступающей в трудовые отношения – с первого дня в полном размере.
Приказ Минтруда РСФСР от 22.11.1990 №2 (ред. от 11.07.1991, с изм. от 23.12.2004)
Южные районы Иркутской области – остальные районы области, которые не относятся к Крайнему Северу и местностям, приравненным к Крайнему Северу 30 Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2021 года № 1946
Качугский р-н, Жигаловский р-н Распоряжение Совмина СССР от 21.04.1986 №777р
г. Саянск, г. Зима, Зиминский р-н, г. Иркутск, Иркутский р-н, г. Нижнеудинск, Нижнеудинский р-н, г. Тайшет, Тайшетский р-н, г. Усолье-Сибирское, Усольский р-н, г. Шелехов, Балаганский р-н, Заларинский р-н, Куйтунский р-н, Ольхонский р-н, Слюдянский р-н, Усть-Удинский р-н, Чунский р-н, г. Ангарск, г. Тулун, г. Черемхово, Тулунский р-н, Черемховский р-н
Работникам – 10% по истечении первого года работы, с увеличением на 10% за каждые последующие два года работы, но не свыше 30%.
Постановление Совмина СССР и ВЦСПС от 24.09.1989 №794
 
 
 
 
Приказ Министерства труда РСФСР №3 от 22.11.1990
Молодежи (лицам в возрасте до 30 лет), прожившей не менее одного года в районах, где льготы и компенсации предоставляются на основании Постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 апреля 1972 г. № 255-10% за каждые шесть месяцев работы, но не свыше 30%. Приказ Минтруда РСФСР от 22.11.1990 №3


Величина минимального размера оплаты труда в Иркутской области.
 
В соответствии с частью 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

В соответствии с Федеральным законом от 29 октября 2024 года № 365-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 1 января 2025 года установлен в размере 22 440 рублей.

В состав минимального размера оплаты труда не включены районные коэффициенты и процентные надбавки, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В случае, если работник принят на полную ставку и отработал норму рабочего времени и выполнил норму труда (трудовые обязанности), его начисленная заработная плата с учетом установленных на территории муниципального образования районного коэффициента и процентной надбавки, не может быть ниже:
- в южных районах Иркутской области – 35 904 рублей;
- г. Братск и Братский район – 42 636 рублей;
- г. Усть-Илимск, Усть-Илимский и Нижнеилимский районы – 47 124 рублей;
- г. Бодайбо и Бодайбинский район, Казачинско-Ленский, Киренский, Мамско-Чуйский и Усть-Кутский районы – 49 368 рублей;
- Катангский район – 56 100 рублей.
 
Величина прожиточного минимума в Иркутской области.

В соответствии с федеральным законодательством величина прожиточного минимума определяется в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации. 
         
Величина прожиточного минимума, устанавливаемая в целом по Российской Федерации, применяется в целях осуществления мониторинга уровня жизни населения Российской Федерации, формирования федерального бюджета, а также оценки реализации федеральных социальных программ.
         
Величина прожиточного минимума, устанавливаемая Правительством Иркутской области, предназначена в частности для оказания необходимой государственной социальной помощи и различных региональных мер социальной поддержки гражданам (социальные пособия, субсидии), доход которых ниже данной величины.  

Величина прожиточного минимума в Иркутской области устанавливается дифференцированно для южных районов региона и для северных районов, и учитывает климатические особенности территорий.

Постановлением Правительства Иркутской области от 12 июля 2024 года № 547-пп величина прожиточного минимума в целом по Иркутской области на 2025 год на душу населения установлена в размере 18 797 руб.,             
для трудоспособного населения - 20 489 руб.,
пенсионеров –16 165 руб.,
детей – 18 233 руб.;
по районам Крайнего Севера и местностям, приравненным к районам Крайнего Севера:
на душу населения – 22 857 руб.,
для трудоспособного населения- 24 915 руб.,
пенсионеров 19 657 руб., детей – 22 171 руб.;
по иным городам и районам Иркутской области:
на душу населения – 17 575 руб.,
для трудоспособного населения – 19 157 руб.,
пенсионеров – 15 114 руб.,
детей – 17 048 руб.

Является ли трудоустройство гражданина уважительной причиной неявки в Центр занятости населения для прохождения перерегистрации в качестве безработного и основанием для отмены решения о приостановке выплаты пособия по безработице?

В случае поступления в Центр занятости сведений о факте трудоустройства гражданина через Единую цифровую платформу в сфере труда и занятости «Работа в России» https://trudvsem.ru/ (далее – портал «Работа России») Центром занятости может быть принято решение об отмене ранее принятого решения о приостановке выплаты пособия и произведен перерасчет за фактическое количество дней безработицы до даты трудоустройства.

В каких случаях обязанность работодателя по предоставлению в органы службы занятости информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей может считаться исполненной?

В соответствии с пунктом 3 ст.  25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 30.12.2021 №  2576 "О порядке представления работодателем сведений и информации, предусмотренных пунктом 3 статьи 25 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", Правилами представления работодателем сведений и информации, предусмотренных пунктом 3 статьи 25 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации, работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей (далее – сведения).

Работодатели, за исключением работодателей, указанных в пункте 5 Правил, представляют сведения, одним из следующих способов по их выбору:
а) посредством размещения сведений и информации на единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" (далее - единая цифровая платформа), в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал);
б) в органы службы занятости непосредственно, либо в виде почтового отправления с описью вложения, либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В соответствии с подпунктом 3.2 статьи 25 Закона органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, юридические лица, в уставном капитале которых имеется доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также работодатели, у которых среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превышает 25 человек, и вновь созданные (в том числе в результате реорганизации) организации, у которых среднесписочная численность работников превышает указанный предел, представляют сведения и информацию, предусмотренные пунктом 3 статьи 25 Закона, посредством их размещения на единой цифровой платформе, в том числе с использованием единого портала.

Постановлением Правительства РФ от 13.05.2022 N 867 "О единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" предусмотрено, что работодатель, зарегистрированный на единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" и не разместивший на единой цифровой платформе информацию о вакансиях, считается проинформировавшим органы службы занятости населения об отсутствии вакансий.

Как действовать, чтобы возместить расходы на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санитарно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или)  опасными производственными факторами, за счет средств Социального фонда России (СФР)?
 
В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11 июля 2024 года № 347н «Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами» (далее –Правила) для возмещения расходов на предупредительные меры необходимо:

1. Составить список планируемых предупредительных мер на текущий год, учитывая результаты специальной оценки условий труда, коллективный договор (соглашение об охране труда) и другие локальные нормативные акты (п. 3 Правил).

2. Проверить отсутствие недоимок по взносам и задолженностей по пеням или штрафам. При наличии – погасить (пп. «а» п. 6 Правил).

3. Заполнить заявление о финансовом обеспечении предупредительных мер и план финансового обеспечения, подать их в отделение СФР по месту своей регистрации до 1 августа текущего года (п. 4 Правил).

4. Подать документы до истечения установленного срока, отслеживая информацию о ходе рассмотрения на сайте отделения СФР (п. 8 Правил).

5. В случае отказа – проверить причину и при необходимости подать заявление повторно до 1 августа текущего года (п. 6 Правил).

6. После выполнения мер подать заявление о возмещении с отчетом о произведенных расходах и подтверждающими документами до 15 ноября текущего года (п. 9 Правил).

7. Оплатить расходы до 15 декабря текущего года (п. 15 Правил).

8. При выявлении ошибок в документах – исправить их и подать повторно в течение 5 рабочих дней (п. 17 Правил).

Страховщик осуществляет контроль за полнотой и целевым использованием сумм страховых взносов на финансовое обеспечение предупредительных мер страхователем (п.19 Правил).

Какие особенности проведения специальной оценки условий труда (СОУТ) существуют для микропредприятий?

В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 октября 2022 года № 699н «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности – субъектов малого предпринимательства (включая работодателей – индивидуальных предпринимателей), которые в соответствии с федеральным законодательством отнесены к микропредприятиям» микропредприятия, осуществляющие отдельные виды экономической деятельности, могут проводить СОУТ на особых условиях.

Микропредприятия могут проводить СОУТ собственными силами без привлечения организаций, проводящих СОУТ.

Для этого работодатель создает комиссию по проведению СОУТ, которая проводит идентификацию потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах совместно с работниками по проверочному листу.

После заполнения проверочных листов на каждое рабочее место, в случае если потенциально вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не идентифицированы, микропредприятие составляет декларацию соответствия условий труда. Эта декларация сдается в трудовую инспекцию для проверки и утверждения.

В отношении рабочих мест, на которых идентифицированы один или несколько потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, проводится СОУТ с привлечением организаций, проводящих СОУТ.

Упрощенный порядок не могут применять микропредприятия, если есть:
- рабочие места, по которым осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости;
- рабочие места, в связи с работой на которых работникам предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и опасными условиями труда;
- рабочие места, на которых по результатам ранее проведенной СОУТ были установлены вредные и (или) опасные условия труда.
 
Какой орган государственной власти необходимо уведомить работодателю, заказчику работ (услуг) при приеме на работу иностранного гражданина, осуществляющего трудовую деятельность на основании патента?
 
В соответствии с абзацем 1 пункта 8 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатели, заказчики работ (услуг), которые привлекают к трудовой деятельности иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патента, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого трудятся такие иностранные граждане, о заключении и прекращении (расторжении) с ними трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).

Срок уведомления – не позднее трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

На основании каких разрешительных документов иностранные граждане, прибывающие в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, имеют право осуществлять трудовую деятельность на территории Иркутской области?
 
Статьей 13.3 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» установлено, что иностранный гражданин, законно находящийся на территории Российской Федерации, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы имеет право осуществлять трудовую деятельность на основании патента, выданного в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии со статьей 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года осуществлять трудовую деятельность без разрешительных документов в Российской Федерации имеют право трудящиеся, являющиеся гражданами государств-членов Евразийского экономического союза, а именно граждане Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армения и Кыргызской Республики.

На какую социальную поддержку может рассчитывать участник Государственной программы переселения и члены его семьи?

На территории Иркутской области участнику Государственной программы переселения и членам его семьи предусмотрено предоставление следующих дополнительных мер поддержки:
оказание бесплатной медицинской помощи (необходимо наличие полиса обязательного медицинского страхования). До получения полиса ОМС участнику Государственной программы переселения и членам его семьи бесплатно оказываются:
скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь в экстренной и неотложной формах в государственных и муниципальных медицинских организациях; иные виды медицинской помощи в экстренной форме при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента;
меры социальной поддержки (адресная материальная помощь, пособие на ребенка) предоставляет ОГКУ «Управление социальной защиты населения» по месту жительства (пребывания);
содействие трудоустройству и занятости оказывает ОГКУ Центр занятости населения по месту жительства (пребывания);
частичное возмещение расходов на оплату стоимости найма временного жилья предоставляет ОГКУ Центр занятости населения по месту жительства (пребывания);
семьям, имеющим одного и более детей, компенсация расходов на прохождение медицинского освидетельствования для получения разрешения на временное проживание (в течение 90 рабочих дней с даты принятия Главным управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области решения о выдаче разрешения на временное проживание на территории Иркутской области в отношении последнего члена семьи участника Государственной программы, указанного в свидетельстве участника Государственной программы).
По данному вопросу обращаться в ОГКУ Центр занятости населения по месту жительства (пребывания);
компенсация расходов на признание образования и (или) квалификации, ученых степеней, ученых званий, полученных в иностранном государстве. По данному вопросу обращаться в ОГКУ Центр занятости населения по месту жительства (пребывания);
организация подготовки специалистов в сфере здравоохранения. По данному вопросу обращаться в министерство здравоохранения Иркутской области: 664003, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 29.
 
Кто принимает заявление об участии в Государственной программе?
 
На территории Иркутской области с заявлением об участии в Государственной программе необходимо обратиться в структурное подразделение Управления по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области, по месту жительства.

Для подачи заявления об участии в Государственной программе, пребывая за рубежом, необходимо обратиться в Представительство Министерства внутренних дел Российской Федерации (временную группу) за рубежом.

Каким условиям соотечественнику необходимо соответствовать, чтобы стать участником Государственной программы переселения в Иркутской области?
 
Соотечественнику, желающему переселиться на постоянное место жительства в Иркутскую область по Государственной программе переселения, необходимо соответствовать одному из следующих условий для участия в указанной программе:
иметь среднее профессиональное или высшее образование и осуществлять трудовую деятельность по полученной специальности не менее одного года на дату подачи заявления об участии в Государственной программе; в случае получения среднего профессионального или высшего образования не более чем за год до дня подачи заявления об участии в Государственной программе, требование к трудоустройству не предъявляется;
для соотечественников, проживающих на законном основании на территории Российской Федерации, осуществляющих предпринимательскую деятельность в качестве зарегистрированного на территории Иркутской области индивидуального предпринимателя или главы крестьянского (фермерского) хозяйства, предоставить документальное подтверждение предпринимательской деятельности и наличие дохода от своей деятельности не менее 1 года со дня регистрации, подтвержденное налоговой декларацией, поданной в установленном порядке, отсутствие налоговой задолженности (к соотечественникам, прибывшим на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке, признанным беженцами на территории Российской Федерации или получившим временное убежище на территории Российской Федерации, требование к наличию периода осуществления предпринимательской деятельности и дохода от своей деятельности не менее 1 года со дня регистрации не применяется);
являться студентом, обучающимся по очной форме обучения на предпоследнем или последнем курсе в образовательной организации высшего образования или на последнем курсе в профессиональной образовательной организации, расположенной на территории Иркутской области;
являться научным работником, занимающимся актуальными научными и технологическими проблемами, научно-исследовательской или педагогической деятельностью в организациях, осуществляющих образовательную деятельность или научных организациях, за исключением занятия педагогической деятельностью в духовных образовательных организациях.

Кто не может быть признан безработным?
 
В соответствии с пунктом 3 статьи 3  Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", безработными не могут быть признаны граждане:
не достигшие 16-летнего возраста;
которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначены страховая пенсия по старости (в том числе досрочно) и (или) накопительная пенсия, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации - в случае двух отказов от профессионального обучения или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по одной и той же профессии, специальности) дважды;
не направившие в органы службы занятости в срок, установленный порядком регистрации безработных граждан, в электронной форме с использованием Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" (далее также - единая цифровая платформа) информацию о выборе двух вариантов подходящей работы или профессионального обучения;
не направившие в органы службы занятости в срок, установленный порядком регистрации безработных граждан, в электронной форме с использованием единой цифровой платформы информацию о дне и результатах проведения переговоров с работодателями по двум выбранным вариантам подходящей работы или не представившие в случаях, предусмотренных порядком регистрации безработных граждан, направление с отметкой работодателя о дне явки гражданина и причине отказа в приеме на работу в органы службы занятости;
не явившиеся без уважительных причин в срок, установленный органами службы занятости, для регистрации их в качестве безработных (за исключением инвалидов I и II групп, с которыми осуществляется взаимодействие в порядке, предусмотренном абзацем третьим пункта 3.1 статьи 15 настоящего Закона);
осужденные по решению суда к исправительным работам либо принудительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы, если данное наказание не назначено условно;
представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными;
перечисленные в статье 2 Закона.
 
Меня сократили, как будут осуществляться выплаты с предприятия? В течение какого времени я могу обратиться в службу занятости, чтобы не потерять выплату по третьему месяц?

В соответствии со статьей 178 Трудового кодекса Российской Федерации при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации, либо сокращением численности или штата работников организации, увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка.

В случае, если длительность периода трудоустройства работника уволенного превышает один месяц, работодатель обязан выплатить ему средний месячный заработок за второй месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц.

В исключительных случаях по решению органа службы занятости населения работодатель обязан выплатить работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации средний месячный заработок за третий месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц, при условии, что в течение четырнадцати рабочих дней со дня увольнения работник обратился в этот орган и не был трудоустроен в течение двух месяцев со дня увольнения.

В случае, предусмотренном частью второй настоящей статьи, уволенный работник вправе обратиться в письменной форме к работодателю за выплатой среднего месячного заработка за период трудоустройства в срок не позднее пятнадцати рабочих дней после окончания второго месяца со дня увольнения, а в случае, предусмотренном частью третьей настоящей статьи, - после принятия решения органом службы занятости населения, но не позднее пятнадцати рабочих дней после окончания третьего месяца со дня увольнения. При обращении уволенного работника за указанными выплатами работодатель производит их не позднее пятнадцати календарных дней со дня обращения.

Работодатель взамен выплат среднего месячного заработка за период трудоустройства (части вторая и третья настоящей статьи) вправе выплатить работнику единовременную компенсацию в размере двукратного среднего месячного заработка. Если работнику уже была произведена выплата среднего месячного заработка за второй месяц со дня увольнения, единовременная компенсация выплачивается ему с зачетом указанной выплаты.
 
Буду ли я продолжать получать пособие по безработице, если меня направят на курсы от центра занятости?
 
В случае если период выплаты пособия по безработице в отношении гражданина не завершен, то при направлении на профессиональное обучение либо дополнительное профессиональное образование Центром занятости продолжается выплата гражданину пособия по безработице при условии своевременного посещения занятий (без пропусков) и успеваемости гражданина. 
 
Кто может быть направлен на курсовое обучение за счет органов службы занятости?
 
По направлению Центра занятости могут получить профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование следующие категории граждан:
граждане, зарегистрированные в органах службы занятости и признанные в установленном порядке безработными;
женщины в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;
незанятые граждане, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность.

В ряде регионов Российской Федерации за невыполнение условий квотирования рабочих мест нужно вносить плату за каждого нетрудоустроенного инвалида, можем ли мы поступить также и не брать инвалидов на работу?
 
Закон Иркутской области от 29 мая 2009 года № 27-ОЗ «Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области» подобные взносы не предусматривает.

Наша организация формально отчитывается по квоте, подает сведения о вакантных местах, но принимать инвалида мы не хотим. Какая ответственность за это предусмотрена?
 
В соответствии с пунктом 5 статьи 13Закона о занятости, Правилами выполнения работодателем квоты для приема на работу инвалидов при оформлении трудовых отношений на любое рабочее место, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2022 года № 366, квота для приема на работу инвалидов считается выполненной работодателем в случаях:
1) наличия трудового договора (в том числе срочного) с инвалидом на рабочее место непосредственно у работодателя;
2) наличия трудового договора между инвалидом и организацией, индивидуальным предпринимателем, включая общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, заключившие с иной организацией или индивидуальным предпринимателем соглашения о трудоустройстве инвалидов.

Неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Что такое специальные рабочие места для инвалидов?
 
Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, обеспечение техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов оснащаются (оборудуются) работодателями с учетом нарушенных функций инвалидов и ограничений их жизнедеятельности в соответствии с основными требованиями к такому оснащению (оборудованию) указанных рабочих мест, определенными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.

В каком размере и кому устанавливается квота для приема на работу инвалидов?

Согласно пункту 1 статьи 13Закона о занятости работодателям, у которых численность работников превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от двух до четырех процентов от среднесписочной численности работников. Работодателям, у которых численность работников составляет от 35 до 100 человек включительно, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не более трех процентов от среднесписочной численности работников.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона Иркутской области от 9 мая 2009 года № 27-оз «Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области» квота для приема на работу инвалидов устанавливается для:
работодателей, осуществляющих деятельность на территории Иркутской области, у которых численность работников составляет от 35 человек;
филиалов и представительств работодателя, осуществляющего деятельность на территории других субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Иркутской области, у которых численность работников составляет от 35 человек.

Работодатели, осуществляющие деятельность на территории Иркутской области и имеющие численность работников более 100 человек, обязаны создавать специальные рабочие места для инвалидов:
работодатели с численностью от 100 до 400 человек – два специальных рабочих места;
работодатели с численностью от 401 до 600 человек – три специальных рабочих места;
работодатели с численностью от 601 до 1000 человек – четыре специальных рабочих места;
работодатели с численностью свыше 1001 человека – пять специальных рабочих мест.

Квота устанавливается в размере:
для некоммерческих организаций – 2 процента к среднесписочной численности работников;
для коммерческих организаций, физических лиц – 3 процента к среднесписочной численности работников.
 
Освобождается ли организация с вредными и опасными условиями труда от выполнения квоты по приему на работу инвалидов?

При исчислении работодателями размера квоты для приема на работу инвалидов, установленного Законом Иркутской области от 9 мая 2009 года
№ 27-оз «Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области», в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам специальной оценки условий труда.

Порядок проведения специальной оценки условий труда определен Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах. Условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса – оптимальные (1 класс), допустимые (2 класс), вредные (3 класс, подклассы 3.1,3.2, 3.3) и опасные условия труда (4 класс). Результаты проведенной специальной оценки условий труда отражаются в отчете о ее проведении, в который включаются карты специальной оценки условий труда, содержащие сведения об установленном экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах.

Таким образом, при подготовке ежемесячного отчета о квотировании рабочих мест для инвалидов работодатель исключает из среднесписочной численности работников для исчисления квоты работников, в картах специальной оценки условий труда на рабочих местах которых указаны классы 3, 4.
 
Длительно не работал, обратился в Центр занятости населения. В первый же день дали направление на общественные работы. Могу я отказаться?
 
В соответствии с законодательством о занятости граждане, которые обращаются в Центры занятости в целях поиска работы, осуществляют поиск работы и готовы приступить к ней. При этом гражданину, не работавшему более одного года, могут быть предложены общественные работы.

Граждане, отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации  в случае двух отказов от профессионального обучения или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера, не могут быть признаны безработными с назначением выплаты пособия по безработице.

При каких условиях может быть назначена досрочная страховая пенсия?
 
Направление на досрочную страховую пенсию может быть предложено органом занятости с согласия безработного гражданина при следующих условиях:
- гражданин уволен в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации (пункты
1, 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации);
- гражданин имеет страховой стаж продолжительностью 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, дающий ему право на досрочное назначение страховой пенсии по старости;
- у органов занятости отсутствуют возможности для трудоустройства гражданина;
- досрочное назначение страховой пенсии по старости осуществляется не ранее чем за два года до установленного законодательством Российской Федерации срока выхода на страховую пенсию по старости.

При отсутствии хотя бы одного из указанных условий, оформление досрочной страховой пенсии по старости, включая страховую пенсию по старости на льготных условиях, не производится.

Возможно ли оформление досрочной пенсии лицам предпенсионного возраста, уволившимся с предприятий по собственному желанию?
 
В соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» вопрос об оформлении досрочной пенсии может рассматриваться лишь в отношении граждан, уволенных в связи с ликвидацией предприятия, сокращением численности или штата его работников. При увольнении граждан по любым другим основаниям, в том числе по собственному желанию, пенсия досрочно не оформляется.
 
Сохраняется ли выплата пенсии, которая была назначена гражданину досрочно по предложению органов службы занятости, в случае, если он поступит на работу?
 
Согласно п. 3 ст. 32 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» при поступлении на работу или возобновлении иной деятельности, которая предусмотрена статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года
№ 400-ФЗ «О страховых пенсиях», выплата пенсии, установленной безработным гражданам в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, прекращается в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 25 указанного Федерального закона.

После прекращения указанной работы и (или) деятельности выплата этой пенсии восстанавливается в соответствии с пунктом 2 части 3 и частью 4 статьи 25 указанного Федерального закона.

Граждане обязаны информировать органы службы занятости о поступлении на работу. 

В каком порядке признаются безработными граждане, являющиеся инвалидами?
 
Граждане, относящиеся к категории инвалидов, для решения вопроса о признании его безработным, дополнительно предоставляют в органы занятости населения справку медико-социальной экспертизы и индивидуальную программу реабилитации и абилитации инвалида, выданную в установленном законодательством порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.

Нахожусь в отпуске по уходу за ребенком. Могу ли я пройти обучение от центра занятости? Какие нужны документы?
 
По направлению Центра занятости могут получить профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование женщины, состоящие в трудовых отношениях, в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Для получения направления, необходимо обратиться в Центр занятости по месту жительства и предоставить паспорт, сведения, подтверждающие нахождение в отпуске по уходу за ребенком, свидетельство о рождении.

Кроме того, женщины как находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, так и незанятые женщины, имеющие детей до семи лет включительно, могут пройти обучение в рамках федерального проекта «Содействие занятости». Для обучения в рамках данного проекта необходимо заполнить заявление на портале «Работа России» https://trudvsem.ru/ в разделе «Пройти обучение в рамках федерального проекта «Содействие занятости». Также необходимо обратиться в Центр занятости для получения государственной услуги по профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования.

На какие выплаты имеют право те, кто работает по совместительству, при увольнении по сокращению штатов?
 
В соответствии со ст. 180 Трудового кодекса Российской Федерации об увольнении в связи с сокращением численности или штата работников организации работники (все, включая совместителей) предупреждаются работодателем персонально и под расписку не менее чем за два месяца до увольнения.

При расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации (пункты 1, 2 части первой статьи 81 ТК РФ) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка.

В случае, если длительность периода трудоустройства работника, уволенного в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, превышает один месяц, работодатель обязан выплатить ему средний месячный заработок за второй месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц.

В исключительных случаях по решению органа службы занятости населения работодатель обязан выплатить работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, средний месячный заработок за третий месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц, при условии, что в течение четырнадцати рабочих дней со дня увольнения работник обратился в этот орган и не был трудоустроен в течение двух месяцев со дня увольнения.

Могу ли я уже сейчас зарегистрироваться безработным в центре занятости, если я еще учусь в высшем учебном заведении?
 
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» граждане, обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения относятся к категории занятых, и, следовательно, не могут быть зарегистрированы в органах занятости населения в качестве безработных граждан.

В случае прохождения обучения по заочной форме, граждане могут зарегистрироваться в органах занятости населения. 

С какого возраста гражданин может быть признан безработным?
 
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» безработными могут быть признаны граждане, достигшие 16-летнего возраста.

Как получить статус безработного? Какие документы необходимы для регистрации безработным гражданином в центре занятости населения? Куда обращаться? Гарантии безработным гражданам.
 
В соответствии с действующим законодательством для  получения государственных услуг в области содействия занятости, в том числе для признания безработными, граждане подают в Центры занятости заявление и иные сведения в электронной форме на портале «Работа России» https://trudvsem.ru и единый портал государственных и муниципальных услуг или регионального портала государственных и муниципальных услуг https://www.gosuslugi.ru.

При необходимости специалисты Центров занятости готовы предоставить обращающимся гражданам бесплатный доступ к порталу «Работа России» в помещении Центра занятости, оказать консультационную помощь по работе на портале «Работа России». При посещении Центра занятости необходимо иметь при себе паспорт.